Top.Mail.Ru
Madtest — интерактивные тесты
признан НКО, выполняющим функции иностранного агента
Что такое просмотр?
Просмотром считается любое неуникальное открытие квиза. Если пользователь просто открыл квиз, но не стал его проходить — это считается одним просмотром. Если пользователь прошел квиз до конца — тоже считается одним просмотром.
Что такое заявка?
В наших тестах можно размещать формы сбора контактов, с помощью которых можно собирать персональные данные пользователей. Любой собранный контакт и будет являться заявкой.
Если вы не планируете собирать контактные данные пользователей в ваших тестах, то данное ограничение никак не будет вас затрагивать.
Сколько квизов может быть?
Такое количество квизов вы сможете создавать в рамках календарного месяца. В следующем периоде счетчик сбрасывается.
Мы используем куки
Они необходимы для работы сервиса. Вы можете их отключить или продолжить, согласно политике конфиденциальности.
Мы используем куки
Настройки cookie
Файлы cookie, необходимые для корректной работы сайта, всегда включены.
Другие файлы cookie настраиваются.
Essential cookies
Always On. These cookies are essential so that you can use the website and use its functions. They cannot be turned off. They're set in response to requests made by you, such as setting your privacy preferences, logging in or filling in forms.
Analytics cookies
Disabled
These cookies collect information to help us understand how our Websites are being used or how effective our marketing campaigns are, or to help us customise our Websites for you. See a list of the analytics cookies we use here.
Advertising cookies
Disabled
These cookies provide advertising companies with information about your online activity to help them deliver more relevant online advertising to you or to limit how many times you see an ad. This information may be shared with other advertising companies. See a list of the advertising cookies we use here.
Создать тест бесплатно

Психология опросов: как правильно формулировать вопросы

Современный мир является информационным и многозадачным. Информации много, она быстро меняется, за всеми трендами не уследить.
28.08.2024
Дата
10мин.
Время чтения
Журналист-редактор. Автор Madtest
Для получения ценных сведений на те или иные вопросы необходимо научиться задавать их правильно. Разберемся, как сформировать вопрос, чтобы получить исчерпывающий ответ без размытых фраз и лишних данных.

Введение в психологию опросов

Считается, что умение поставить вопрос, является одним из качеств умного человека. Здесь нужно перенестись к основам психологии, поскольку изначально необходимо понимать, как информация воспринимается и обрабатывается. Это ключевое правило, которым необходимо руководствоваться при составлении вопросов.
7 дней бесплатно
Кредитная карта не требуется
Создайте свой первый квиз прямо сейчас

Зачем важно правильно формировать вопросы

Правильно заданные вопросы благоприятно влияют на развитие и масштабирование бизнеса. Известным фактом является то, что время — это один из ценных ресурсов. Действительно, несвоевременное реагирование может привести к негативным и даже кризисным событиям, например, к потере рынка сбыта, снижению лояльности потенциальных клиентов, недопониманию с поставщиками и т.д.
Правильно сформированный вопрос позволит:
  • 1
    Получить актуальную и достоверную информацию с минимальными затратами времени и финансов;
  • 2
    Упорядочить работу отделов;
  • 3
    Выстроить эффективный диалог с клиентами, партнерами, кредиторами, государственными органами;
  • 4
    Удержать инициативу в общении;
  • 5
    Вовлечь собеседника в диалог.
Противоположная ситуация возникает, если задаются неуместные вопросы или вопросы без явной смысловой нагрузки. Они выступают раздражающим фактором и в ряде случаев могут привести к потере доверия, деловой репутации и т.д. Например, у потребителя, которого не устраивает качество товара, нельзя спрашивать: «А вы знаток в области качества?» и т.д.
Итак, спрашивать могут все. Задавать успешные вопросы — единицы, поэтому этот навык необходимо развивать, а при создании опросника для маркетингового исследования лучше привлекать профессиональных экспертов. В частности, команда «МадТест» разработает для вашего бизнеса уникальные инструменты для изучения целевой аудитории, получения обратной связи или решения конкретной задачи.

Принципы формулировки вопросов

Для формирования эффективных вопросов рекомендуем придерживаться следующих принципов:
  • 1
    Простота, однозначность трактовки (ясность)
    В вопросе не должно быть размытых фраз, сложных формулировок, узкоспециализированных терминов. Респондент должен понимать, как он может ответить на поставленный вопрос. Если вопрос можно понять двусмысленно, то ни о какой конкретике в ответе не может быть речи.
  • 2
    Нейтральность
    Вопрос не должен подразумевать конкретный ответ. Участники исследования должны понимать, что они могут ответить честно.
  • 3
    Конкретность
    При неконкретной формулировке диалог приобретает беспредметный характер. Он однозначно не приблизит к поставленной цели исследования.
  • 4
    Разумность
    Вопрос должен иметь смысл. Так, при постановке вопроса вне области дискуссии, ответ на него теряет смысловую нагрузку. Кроме того, он негативно влияет на исследование, так как сбивает с толку участников.
СРА-маркетинг: что это такое и как работает?
Одним из эффективных инструментов по привлечению клиентов выступает партнерский маркетинг или СРА-маркетинг.

Типы вопросов

Все вопросы можно разделить на открытые, закрытые и альтернативные. У каждой группы вопросов есть свои цели и задачи. Рассмотрим детальнее эту классификацию.

Открытые вопросы

Такие вопросы предполагают развернутые ответы, поэтому на них не получится ответить кратко. Основная цель этой группы сводится к получению достоверной информации и реальных мотивов респондента.
У открытых вопросов есть ряд особенностей:
  • изначально предполагают получение развернутых ответов (не получится ответить только «да» или «нет»);
  • побуждение к длительному разговору;
  • возможность управления диалогом за счет дополнительных или вспомогательных вопросов;
  • наличие различных формулировок и форм подачи;
  • возможность подчеркивания важности респондента и т.д.
Однако, ни каждый открытый вопрос может стать продуктивным. Для каждой ниши подбирается ряд своих вопросов, ориентированных на анализ впечатлений и пожеланий заинтересованных лиц.
Рассмотрим на примере продаж. Открытые вопросы позволяют детализировать потребности потенциальных потребителей и понять, чем они руководствуются при выборе товара.

Приведем распространенные вопросы:
1
Какими критериями вы руководствуетесь при подборе продукта?
2
На какие характеристики вы обращаете внимание в первую очередь и почему?
3
Почему эргономичность изделия для вас более важна, чем его привлекательный внешний вид?
4
Каким отзывам вы доверяете о товаре?
Любой диалог строится по модели «вопрос-ответ». Для получения ценной информации достаточно «развернуть» закрытые вопросы в открытые. Например, вместо «Сложно было делать отчет по маркетинговой стратегии?» необходимо задать «С какими сложностями вы столкнулись при подготовке отчета по маркетинговой стратегии?».
Распространенная ошибка — оставлять открытые вопросы на конец диалога. Иногда этот способ дает результат, но в 90% случаев является провальным. Рекомендуем начинать коммуникацию с открытых вопросов, чтобы увеличить количество собранных сведений.

Закрытые вопросы

Предполагают получение одного результата: положительного или отрицательного. Закрытые вопросы позволяют получить конкретный ответ: или да, или нет. В продажах их рассматривают как инструмент манипуляции, поэтому использовать их необходимо правильно.
Закрытые вопросы решают ряд важных задач:
  • помогают обнаружить проблемы и потребности действующих и потенциальных клиентов, партнеров;
  • используются для уточнения важной информации;
  • проверяют гипотезу или предположение;
  • подталкивают к совершению сделки или иного значимого действия;
  • стимулируют совершение импульсных покупок;
  • помогают определиться с соискателем.
Закрытые вопросы не стоит использовать на этапе установления контакта с респондентами, клиентами, партнерами. При отрицательном ответе будет сложно перевести диалог в нужное русло, что станет причиной провала в переговорах.
Приведем примеры закрытых вопросов для продаж:
1
Вы выбираете товар для себя?
2
Для вас первостепенное значение оказывает цена продукции?
3
Вы учитываете эргономичные характеристики изделия при принятии решения о покупке?
4
Вы готовы приобрести продукцию прямо сейчас?
5
Правильно ли я понимаю, что достигли договоренности с вами?
6
Оформляем договор?

Наводящие вопросы

Это группа вопросов, в которых явно присутствует ответ. В различных сферах они используются для установления подробностей конкретного обстоятельства или дела. Обычно в этих вопросах присутствуют слова «конечно», «не правда ли», «не так ли» и другие.
Цели использования наводящих вопросов:
  • прояснение потребностей и задач потребителя;
  • возврат собеседника к диалогу;
  • снятие недовольства клиента;
  • работа с нерешительными клиентами;
  • стимулирование совершения продажи и другие.
Наводящие вопросы бывают двух типов:
  1. Корректно заданные вопросы. Например, «Правильно ли я вас понял, что вам необходим кухонный сервис определенной марки «Искра»?».
  2. Некорректно заданные вопросы. Например, «Вы в самом деле думаете, что кухонный сервис марки «Искра» не разобьется через 2-3 года?».
Приведем примеры наводящих вопросов:
  1. Разве это не противоречит вашим семейным ценностям?
  2. Вы же знаете, что данный прибор не прослужит долго при интенсивной эксплуатации?

Психологические аспекты формулировки вопросов

В любой ситуации наблюдается эффект от словесных формулировок. Одна из словесных характеристик — это позитивный или негативный акцент при передаче мысли. Влияние формулировки на ответ было изучено еще в 40-е годы прошлого века исследователем Rugg. В своей работе автор предоставил два варианта вопроса и получил противоположные результаты. Выводом стал тот факт, что вопросы с негативным акцентом рассматриваются респондентами иначе, чем с позитивным настроем.

Избегание предвзятости

Предвзятость в формулировках является систематической ошибкой, которая приводит к недостоверным или поверхностным ответам. Такая ситуация может возникнуть по различным причинам:
  • смещение выборки (это значит, что представленная целевая аудитория не является репрезентативной);
  • смещение из-за отсутствия ответов (такая ситуация возникает, если опросник длинный);
  • использование двусмысленных, наводящих, сложных для понимания вопросов.
Для исключения предвзятости рекомендуем протестировать опросник перед исследованием, внимательно изучив каждый вопрос и оценив его на точность, конкретность, ясность.
Как бесплатно создать тест и повысить вовлеченность аудитории
Хотите повысить конверсию сайта или рекламной кампании? Узнайте, как создать тест бесплатно с помощью подробного гайда от Madtest!

Примеры эффективных вопросов

Нельзя найти «правильные» вопросы на все случаи жизни. При создании опросника необходимо руководствоваться целями исследования, спецификой бизнеса и особенностями своей целевой аудитории.
Для примера рассмотрим сферу продаж. Здесь уместно задавать по принципу воронки: от общих вопросов, касающихся темы исследования, до конкретизации их к конкретно поставленной цели.
Рассмотрим примеры эффективных открытых вопросов для выявления потребностей:
  1. Какие параметры или характеристики продукта для вас являются приоритетными при принятии решения?
  2. Что для вас важно в продукте, помимо качества?
  3. На что вы обращаете внимание в первую очередь при сравнении предложений от различных продавцов?
  4. Что бы вы выбрали: качественный, но не привлекательный товар или красивое, но не эргономичное изделие?

Рекомендации по созданию эффективных вопросов

Рассмотрим основные советы от психологов:
  • 1
    Заранее составляйте опросник
    Это особенно касается случаев, когда в качестве маркетингового инструмента используется интервью. Неловкие паузы, несвязанный диалог может привести к отрицательным последствиям.
  • 2
    Используйте простые формулировки
    Иначе респондент запутается в формулировках. Желательно, чтобы предложение было коротким. Успешные вопросы: «Верно ли, что цена выступает решающим фактором при принятии решения в пользу покупки?» или «Вас устроили озвученные параметры, значит, оформляем?».
  • 3
    Учитывайте контекст
    Всегда тестируйте опросник, чтобы не задать глупый вопрос. В целом, неуместные или предвзятые вопросы могут вызвать отрицательную реакцию у респондентов.
  • 4
    Не используйте фразы, вызывающие агрессию и негатив
    В этом случае не получится расположить собеседника и получить достоверные данные. Респондент закроется или начнет неоднозначно отвечать типа «да», «нет», «не знаю».

Заключение

Умение ставить правильные вопросы — это настоящее искусство. Если вы хотите получать информацию по существу, то к этому процессу необходимо подойти ответственно. Рекомендуем начать со структуры вопросов и работы с формулировками.
Успешный опыт и готовые решения, адаптированные под цели исследования, можно получить при взаимодействии с https://madtest.ru. Здесь представлены онлайн-конструкторы для разработки опросников, викторин, квизов с учетом лучших мировых практик.

Инструменты упомянутые в статье

Часто задаваемые вопросы

Готовые тесты по психологии

Тест не только позволит вам лучше понять себя и окружающих, но и развлечет вас с увлекательными фактами о человеческом восприятии страха.
Тест поможет вам определить, насколько вы подвержены стрессам и выгоранию
Поможет определить ваш рабочий темперамент
Окончила ГИТР на продюсера, но влюбилась и в IT и с 2021 года работаю менеджером по работе с клиентами в Madtest.
Знаю все о тестах и квизах, пишу о том как правильно запускать интересные викторины.
Журналист-редактор. Автор Madtest
Был ли полезен материал?
Если понравилось — поделитесь с друзьями
7 дней бесплатно
Кредитная карта не требуется
Создайте свой первый квиз прямо сейчас
Мы покажем основной функционал нашего сервиса, подскажем, какие форматы и темы лучше применять на вашем проекте.
Запишитесь на бесплатную демонстрацию
Через Skype или Zoom
Длительность — 25 минут
Еще интересное из блога

Еще интересное из блога

маркетинг
Глубокий анализ данных необходим для принятия взвешенного решения в маркетинге.
маркетинг
Разберемся, как сформировать вопрос, чтобы получить ответы без размытых фраз и лишних данных.
обновление
Плюс новый язык, новые доработки функционала и оплата из-за рубежа

Создать квиз — просто

Простой и гибкий редактор, быстрое размещение, настройка CTA и встроенная статистика с 10 показателями конверсии.