Top.Mail.Ru
Madtest — интерактивные тесты
признан НКО, выполняющим функции иностранного агента
Что такое просмотр?
Просмотром считается любое неуникальное открытие квиза. Если пользователь просто открыл квиз, но не стал его проходить — это считается одним просмотром. Если пользователь прошел квиз до конца — тоже считается одним просмотром.
Что такое заявка?
В наших тестах можно размещать формы сбора контактов, с помощью которых можно собирать персональные данные пользователей. Любой собранный контакт и будет являться заявкой.
Если вы не планируете собирать контактные данные пользователей в ваших тестах, то данное ограничение никак не будет вас затрагивать.
Сколько квизов может быть?
Такое количество квизов вы сможете создавать в рамках календарного месяца. В следующем периоде счетчик сбрасывается.
Мы используем куки
Они необходимы для работы сервиса. Вы можете их отключить или продолжить, согласно политике конфиденциальности.
Мы используем куки
Настройки cookie
Файлы cookie, необходимые для корректной работы сайта, всегда включены.
Другие файлы cookie настраиваются.
Essential cookies
Always On. These cookies are essential so that you can use the website and use its functions. They cannot be turned off. They're set in response to requests made by you, such as setting your privacy preferences, logging in or filling in forms.
Analytics cookies
Disabled
These cookies collect information to help us understand how our Websites are being used or how effective our marketing campaigns are, or to help us customise our Websites for you. See a list of the analytics cookies we use here.
Advertising cookies
Disabled
These cookies provide advertising companies with information about your online activity to help them deliver more relevant online advertising to you or to limit how many times you see an ad. This information may be shared with other advertising companies. See a list of the advertising cookies we use here.
Создать тест бесплатно

Создание карты курса

В сфере маркетинга пользуется успехом карта покупателя или пользователя. Образовательная система заимствовала этот инструмент для описания траектории студентов.
29.05.2024
Дата
15 мин.
Время чтения
Менеджер продукта в Madtest
В результате появился Student Journey Map или карта курса, позволяющая оценить удобство, последовательность и функциональность инфопродукта. Разберемся, как правильно использовать этот инструмент, чтобы получить полезные сведения.
7 дней бесплатно
Кредитная карта не требуется
Создайте свой первый квиз прямо сейчас

Что представляет собой Student Journey Map

Это персонализированная схема, характеризующая образовательную траекторию глазами студента/клиента. При ее разработке учитываются исходный уровень, эмоциональная составляющая, препятствия, прогнозируемый результат.
Основным преимуществом создания карт курса выступает возможность наглядной визуализации всего образовательного процесса.
Другими достоинствами являются:
  • оценка действий, которые должен совершить обучающийся;
  • изучение знаний и практических навыков, необходимых для прохождения курса;
  • выявление слабых мест и преград;
  • возможность исследования курса на предмет последовательности подачи информации.
Карта курса смещает обычный фокус. При составлении инфопродукта материал подается с позиции разработчика. Здесь можно отследить его эффективность и функциональность с позиции студента, что позволяет более глубоко понять сильные и слабые стороны программы.
При создании курса необходимо помнить не только об удобстве, но и об образовательных целях. Удобный и интуитивно понятный интерфейс — это преимущество, но его ценность теряется при отсутствии образовательных вызовов.
На практике встречается 4 типа карт в контексте онлайн-обучения:
  • 1
    Карта, характеризующая реальный путь ученика
    Такие инструменты определяют реальное положение дел и определяют способы его улучшения. На этапе составления уже есть актуальная информация о курсе, полученная в рамках обратной связи от клиентов и участников экспериментальной группы.
  • 2
    Карта, характеризующая идеальную траекторию обучения
    Разработчики самостоятельно прорабатывают путь клиента с нуля, основанный на собственных представлениях.
  • 3
    Карта, показывающая опыт пользователя только в рамках курса
    Здесь отчетливо прослеживается история с момента регистрации до завершения обучения в разрезе по блокам, модулям.
  • 4
    Расширенная карта, учитывающая опыт обучения внутри курса и за пределами него
    Из-за сложности сбора данных и наличия множества факторов, не поддающихся измерению, такие инструменты на практике применяются редко.
При определении типа карты необходимо учитывать ряд параметров:
  • используемую основу для построения (студенческий опыт, гипотезу, эксперимент);
  • масштаб (построение карты всего пути обучающегося или его отдельной части);
  • охват (исключительно программой обучения или дополнительно за пределами образовательного курса).

Определение целей и результатов курса

Необходимо определиться, какую задачу требуется решить с помощью карты студента. При этом цель должна быть понятной и конкретной. Рассмотрим распространенные бизнес-цели:
  • увеличение вовлеченности студентов;
  • повышение процента пользователей, прошедших обучение до конца;
  • нахождение зон роста для повышения доходности курса;
  • рост удовлетворенности клиентов обучением.
Цели могут быть стратегическими, ориентированными на весь курс, или тактическими, предназначенными для конкретной части. Например, целью вводной части может быть повышение вовлеченности пользователей (из практики неструктурированная, размытая вводная часть может вызвать желание закрыть курс).
Что касается результатов, то здесь необходимо учитывать основные бизнес-метрики образовательного продукта, а именно:
  • 1
    Средний чек
    После анализа обратной связи можно найти возможности для повышения этого показателя. Например, за счет добавления дополнительных опций, комплексного предложения, гибкого конструктора ценообразования и т.д.
  • 2
    LTV
    Этот показатель характеризует количество покупок на одного пользователя. На рынке образования увеличение числа продаж на одного клиента является длительным процессом, так как изначально студент знакомится с брендом, приобретает одно обучение и лишь при наличии положительного эффекта покупает дополнительные модули или новые блоки.
  • 3
    Число новых пользователей
    На этот показатель напрямую влияют работа отдела продаж и выбранные каналы продвижения. При качественном подходе регулярно будет появляться новый трафик из различных источников: социальные сети, партнерский маркетинг, контентная или таргетированная реклама и т.д.
  • 4
    Количество пользователей, оформивших покупку курса по рекомендации
    Один из важных показателей, напрямую влияющих на формирование деловой репутации.
Оценка 360 градусов: Взгляд на компетентность персонала
Для оценки производительности и компетенций сотрудников успешно зарекомендовал себя метод «360 градусов». Рассмотрим механизм его применения, критерии успешности и рекомендации по разработке анкеты.

Разработка структуры и модулей курса

Программа обучения должна быть логической, систематизированной и соответствовать целям обучения. Создание курса без продуманной структуры — это критическая ошибка. При структурированном обучении студентам проще ориентироваться в теме и усваивать сведения в предоставленной последовательности.

Рассмотрим основные подходы к структурированию курса:
  • 1
    Целое-часть-целое
    Это успешная структура для обучения прикладным навыкам. Рассмотрим на примере курса по изготовлению кондитерских изделий. Сначала наставник показывает конечный результат (торт) и рассказывает об основных этапах его создания, а затем детально повествует о каждом шаге (начиная от выбора идеи до побора ингредиентов).
  • 2
    Часть-часть-целое
    Обучение состоит из определенных модулей, объединенных в курс. Изначально изучаются теоретические или общие вопросы, а затем осуществляется плавный переход к практической, экспериментальной или основной части. Рассмотрим на примере курса по визажу. Сначала предоставляется информация по выбору материалов, инструментов, а затем рассматриваются конкретные техники.
  • 3
    Простое — сложное
    Это популярная структура по обучению в сфере IT. Здесь каждый модуль усложняется, а для его прохождения необходимы знания и опыт, полученные на предыдущих блоках. Иными словами, «пролистать» курс не получится, необходимо детально подходить к усваиванию информации.
Структура курса состоит из модулей, отдельных уроков, практических заданий или тренажеров, организационных блоков (введение в курс и заключение или резюме). Последовательность может быть разной.
Модулем выступает структурированный блок на определенную теоретическую тему или практический навык. В него включается весь контент, упражнения и задания, необходимые для усвоения конкретного материала. Модулям отводится особая роль в планировании и построении карты студента. По сути, это некий «пазл», без которого невозможно грамотно свести материал на учебной траектории.
Асинхронность расположения модулей является причиной, по которой обучающийся может не достичь поставленной цели. Результат очевиден: разочарование в курсе и транслирование негативного опыта потенциальным покупателям.

На практике встречаются следующие типы модулей:

  1. Для самостоятельного изучения. Преимуществом выступает возможность прохождения обучения в удобном темпе. В этом блоки обычно представлены лекции, вебинары, тесты, упражнения.
  2. Для совместного изучения. Здесь прохождение материала курирует наставник или преподаватель. Весомым достоинством выступает возможность задать вопрос или получить обратную связь.
  3. Интерактивные. Представлены квизами, викторинами, игровыми модулями. Хорошо повышают мотивацию и способствуют усвоению теоретической части.
На карте студента модули должны быть выстроены последовательно, чтобы не была нарушена структура курса в целом.

Планирование уроков и учебных активностей

Локальными компонентами модуля, которые также необходимо отметить на карте студента, выступают уроки. Их цели связаны с получением дополнительного навыка, например, разбор темы, прохождение тестирования, обучение в тренажере, изучение ситуационных кейсов, анализ полезных практик и т.д.
Наполняемость уроков также может быть разная: онлайн-запись, вебинар, лекция, интерактив и т.д.
Для повышения эффективности обучения необходимо разработать внутренний порядок урока. Это значит, что его необходимо разделить на конкретные этапы с указанием их цели и задач.
При планировании уроков и учебных активностей рекомендуем воспользоваться структурой, предложенной педагогом Робертом Ганье.

Идеальная иерархия должна включать следующие этапы:

  • привлечение внимания (онлайн-аудиторию также необходимо вовлечь в учебный процесс, поэтому вводная часть не должна быть сухой и скучной);
  • оповещение по целям и задачам обучения (пользователи должны понимать, чего они смогут достичь после прохождения дистанционного курса);
  • обращение к прошлому опыту (к знаниям, полученным из предыдущих уроков);
  • логическое представление нового материала;
  • сопровождение урока (выбор эффективных приемов передачи информации);
  • закрепление материала или отработка практического навыка;
  • получение обратной связи от пользователей;
  • оценка результатов (прохождение тестирования или выполнения задания).

Создание системы оценки и обратной связи

Любой онлайн-курс должен содержать задачи, обеспечивающие оценку результатов обучения. Задачи могут состоять из нескольких подзадач.
Для оценивания результатов обучения могут применять автоматизированные, полуавтоматизированные или ручные инструменты. Достаточно часто используются методы самооценки, взаимной оценки или оценивания с привлечением эксперта (наставника, разработчика курса).
Обычно за прохождение модулей, практических заданий, тестирования и других уроков начисляются баллы с разными весами. Из них складывается итоговая оценка. Алгоритм начисления баллов должен быть указан в описании курса или непосредственно в месте размещения конкретного упражнения, задачи и т.д. Например, «за прохождение этого задания можно получить максимум 5 баллов».

С целью повышения валидности результатов необходимо установить периодичность повторного прохождения задания. Например, «тест можно пройти повторно через 2 часа», или «итоговое тестирование станет повторно доступно через 2 дня» и т.д. Это позволит исключить запоминание ответов.
Заранее подумайте, что получит пользователь после прохождения курса. Естественно, при успешном окончании обучения предоставляется сертификат. Для повышения вовлеченности в учебный процесс можно сделать разные сертификаты: участника, с отличием и т.д. Однако в этом случае нужно заранее позаботиться о разработке критериев получения документов: набор определенного количества баллов, активность, регулярность и последовательность прохождения модулей и т.д.

Для улучшения качества онлайн-курса необходима честная обратная связь. Комментарии от клиентов помогают увидеть проблемы в обучении, недостатки в методологии и области для усовершенствования.
Самым распространенным вариантом получения обратной связи от пользователей выступает опрос.
При создании этого инструмента обратите внимание на следующие классические требования:
  • 1
    Четкость и ясность
    Все вопросы должны быть простыми и понятными клиентам. Запрещено использование неоднозначных формулировок, сложных терминов, непонятных сокращений. Иначе эффект от обратной связи будет противоположным.
  • 2
    Лаконичность
    В опроснике должно быть 5-8 вопросов без длинных формулировок.
  • 3
    Наличие разнообразных типов вопросов
    Использование исключительно открытых вопросов требует указания комментариев пользователями, что не у всех вызовет восторг. В идеале нужно использовать разные типы вопросов: закрытые «да»/ «нет», открытые и альтернативные.
  • 4
    Релевантность
    Все вопросы должны быть связаны с темой обучения.
Анкеты для опроса можно размещать:
  • на учебной платформе;
  • в учебных каналах и чатах.
Допускается рассылка анкеты на электронную почту, указанную при регистрации пользователем по окончании обучения или прохождения конкретного модуля.
При опросе студентов важно строго соблюдать ФЗ № 152 «О персональных данных» от 27 июля 2006 года. Это значит, что при наличии в анкете личных сведений пользователя (ФИО, адреса электронной почты, мобильного телефона и т.д.) можно использовать только отечественные сервисы для опроса. Применение зарубежных аналогов, например, Google Формы, допускается только после согласования с надзорными органами.
Ошибки квиза: на что обратить внимание при запуске теста
Квиз — эффективный маркетинговый инструмент, который позволяет генерировать лиды. Чем качественнее проработан квиз, тем больше потенциальных клиентов заинтересуется вашим товаром или услугой.

Оформление и визуализация карты курса

Итак, после определения целей составления карты, выявления целевой аудитории, формирования структуры курса и ее отдельных частей (модулей, уроков, иных учебных активностей), разработки системы оценивания и получения обратной связи можно переходить непосредственно к заполнению LJM.
На этом этапе нужно выстроить все этапы и максимально подробно расписать каждый пункт. Результатом станет готовый сценарий, отражающий взаимосвязь всех процессов внутри учебной траектории.
Рассмотрим на примере вводного урока по курсу «визажист».
Поставленные вопросы
Вводный блок
1. Задача. Какую задачу решает представленный онлайн-курс?
- сориентировать в представленном курсе;
- замотивировать на прохождение;
- познакомить со структурой курса.
2. Способы взаимодействия. Как будет взаимодействовать пользователь с преподавателем, наставником, другими учащимися?
- личный кабинет;
- группа в Телеграмм или Ватсап;
- поддержка на электронную почту;
- прямой эфир через Cisco.

3.Действия. Что должен сделать пользователь на этом этапе?

-просмотреть видео;

- написать пост о себе в Телеграмм;

- проверить работоспособность личного кабинета.

4.Эмоциональная составляющая. Что чувствует обучающийся?
- понимает, чего может ожидать от курса;
- вовлекается в учебный процесс;
- формирует первые впечатления об онлайн-курсе.
5.Результат. Какого результата удалось достичь?
- пользователь замотивирован на прохождение обучения и разделяет свой положительный настрой с единомышленниками.
Аналогичные шаги необходимо проделать для каждого элемента (этапа) карты студента. Проще сделать карту в таблице или на простом листе бумаги формата А4. Для этих целей идеально подойдут Excel и Google-таблицы. Для повышения наглядности можно использовать онлайн-доски или графические редакторы. На рынке представлены также платные инструменты, автоматизирующие процесс разработки Learning Journey Map (достаточно ввести элементы и выбранные параметры).
Ни одна карта Learning Journey Map не гарантирует 100%-ного попадания, поэтому всегда может возникнуть потребность в ее доработке.

Тестирование и итерация карты курса

Выполненный вариант карты пути обучения не является окончательным. Его необходимо постоянно пересматривать, дополнять и улучшать (вносить корректировки). Усовершенствование инструмента возможно:
  • на основании получения обратной связи от пользователей;
  • после повторной приоритезации бизнес-идей;
  • после выявления дополнительных барьеров экспертной группой или разработчиком;
  • после пересмотра структуры онлайн-курса в целом.
После исправления ошибок не нужно создавать интеллект-карту с нуля, достаточно внести корректировки в действующий инструмент. Убедитесь, что выявленные проблемы и преграды исчезли.
Детализированная карта с глубокой проработкой каждого этапа станет незаменимым помощником для установления комфортного взаимодействия с потенциальными покупателями курса.

Возможно, вас заинтересует

10+ лет опыта в запуске собственных продуктов в роли менеджера и дизайнера продукты.
Проектировал, рисовал и запускал продукты для Вымпелкома, Теле2, Сбера, Открытия, Норильского Никеля, Зарядья и многих других компаний.
Менеджер продукта в Madtest
Был ли полезен материал?
Если понравилось — поделитесь с друзьями
7 дней бесплатно
Кредитная карта не требуется
Создайте свой первый квиз прямо сейчас
Мы покажем основной функционал нашего сервиса, подскажем, какие форматы и темы лучше применять на вашем проекте.
Запишитесь на бесплатную демонстрацию
Через Skype или Zoom
Длительность — 25 минут
Еще интересное из блога

Еще интересное из блога

маркетинг
Глубокий анализ данных необходим для принятия взвешенного решения в маркетинге.
маркетинг
Разберемся, как сформировать вопрос, чтобы получить ответы без размытых фраз и лишних данных.
обновление
Плюс новый язык, новые доработки функционала и оплата из-за рубежа

Создать квиз — просто

Простой и гибкий редактор, быстрое размещение, настройка CTA и встроенная статистика с 10 показателями конверсии.